Эндшпильные таблицы Налимова представляют собой базы шахматных окончаний, которые очень полезны для профессиональных игроков. Эти таблицы создал новосибирский программист Евгений Налимов.
Он предложил самый на сегодняшний день эффективный алгоритм для подсчета всех шахматных окончаний. Его удачные алгоритмы по сей день применяются для создания эндшпильных баз данных. Сегодня во всех самых популярных компьютерных программах для игры в шахматы есть возможность подключить таблицы Налима, чтобы ускорить расчет эндшпильных окончаний.
Таблицы Налимова содержат невероятно точные варианты окончания шахматной партии в эндшпиле. При помощи таблиц Налимова можно определить все возможные ходы для продолжения игры, возможные результаты, а также посчитать, сколько ходов осталось для того, чтобы привести партию к определенному результату.
Время генерации таблицы Налимова растет пропорционально с количеством фигур на доске. Чтобы рассчитать все 5-фигурные таблицы, компьютеру понадобится 3 дня. Чтобы рассчитать 6-фигурные таблицы — 1-2 года, а дл 7-фигурных — 300 лет. То есть, время — это непреодолимая преграда, чтобы рассчитать точные ходы для всех тридцати двух фигур. Но, безусловно, чем быстрее становятся современные компьютеры, тем больше сокращается время для расчета.
На сегодняшний день есть базы данных по таблицам Налимова для всех 3,4,5,6-фигурных окончаний. Решения для семифигурных окончаний все еще считаются, скорее всего, эти таблицы будут готовы уже в 2015 году.
Налимов стал далеко не первым человеком, кто высказал и воплотил в жизнь идею игры компьютера в малофигурном окончании при помощи использования заранее рассчитанной таблицы всех возможных ходов. Кен Томпсон, например, еще в 1977 году представил в Торонто на Международной конференции по обработке информации схожую технологию: при помощи перебора с возвратом была создана таблица всех возможных эндшпилей в положении «ладья и король против ферзя и короля».
Количество позиций для такого варианта — 4 миллиона. Компьютер играл роль игрока, который владеет ладьей. Данный эндшпиль является теоретически проигрышным, так как любой шахматист-мастер с ферзем сможет довольно легко победить любого соперника. Поэтому компьютер должен был только оттянуть неизбежное поражение, перебрав различные варианты окончания развития событий.