Один из величайших шахматистов в мире, 13-й чемпион мира, международный гроссмейстер Гарри Кимович Каспаров, утратив титул чемпиона мира в матчах с В. Крамником, привлек к себе интерес поединками с компьютерными шахматными программами.
В конце 1980-х годов одна из таких программ даже обыграла гроссмейстера международного класса — Бента Ларсена. Поэтому в 1989 году в Нью-Йорке Гарри Каспаров сыграл две блиц-партии с компьютером Deep Thought.
Одержав легкую и эффектную победу в обеих партиях, Каспаров сделал громкое заявление: «Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять самую лучшую музыку, писать самые лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту своим долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу».
И вот, в 1996 году, разработчики компании IBM снова предлагают Каспарову сразиться с новой шахматной программой Deep Blue, назначив призовой фонд в полмиллиона американских долларов. «Deep Blue» суперкомпьютер на базе RS6000, насчитывает 32 узла, каждый из которых состоит из 512 процессоров, оптимизированных под шахматную программу. Производительность компьютера позволяет оценивать около 200 миллионов позиций в секунду. Первый матч с этой машиной Каспаров выиграл с общим счетом 4:2, хотя первую партию проиграл. Впервые в истории компьютерная машина выиграла парию в шахматы у чемпиона мира!
Буквально через год компания IBM снова предлагает Каспарову сразиться с компьютером, предложив призовой фонд в 1,1 млн. $, 700 тыс из которых должен получить победитель. Матч, состоявший из шести партий, выиграл компьютер 3.5:2,5, впервые в истории обыграв мирового чемпиона. Однако, после матча, Гарри Каспаров высказал мнение, что в нескольких ситуациях компьютеру вероятно помог человек и обвинил компанию IBM в мошенничестве.
Немногим позже, в 2003 году, Каспаров вновь сразился с компьютером, на этот раз шахматной программой «Deep Junior». Поединок из шести партий закончился вничью 3:3. Каспаров сразу же взялся за дело, пустив в ход «антикомпьютерную» тактику, выиграл первую партию и имел преимущество во второй. Но, допустив грубый просчет в третьей партии, проиграл и в результате разошелся с компьютером миром.
В том же, 2003 году Каспаров еще дважды сражался с различными компьютерными программами и заканчивал матчи вничью. В итоге гроссмейстер высказал мнение, что уже очень скоро человек уже не сможет противостоять шахматным программам.