Создание позиционной шахматной игры в период второй половины 19-го в. связано с именем Вильгельма Стейница, 1-го чемпиона мира по шахматам, успешно осуществляющего принципы позиционной школы на практике, что поспособствовало дальнейшему ее развитию.
Правила, установленные Стейницем благодаря изучению собственных шахматных партий и игры современников:
• Право атаки принадлежит стороне, владеющей преимуществом, которая обязана ее совершать во избежание потери своего преимущества. Атака проводится на самый слабый из пунктов в позиции неприятеля, только в таком случае она может оказаться успешной. Этот открытие было проверено Стейницем на практике, когда он провоцировал атаку умышленно с последующим ее отражением благодаря тому, что не допускал ослаблений своей позиции и грамотно использовал ресурсы контратаки и защиты.
• Защищающимся должны отражаться удары, наносимые неприятелем, ему необходимо следовать мысли неприятеля, предугадывать его намерения с возможностью одновременного нанесения встречного удара при удобном случае, а также способностью в нужный момент перейти в контратаку. Защита является временным подчинением воле противника. Осуществить защиту труднее, чем произвести атаку.
• Сторонами производится маневры в равных позициях, при этом они должны стремиться к изменению равновесия в свою пользу. В случае правильной игры обеих сторон, изначально равная позиция вновь должна привести к равным позициям.
• Преимущество может быть как одним большим неделимым преимуществом, так и рядом мелких. В задачу ведущего позиционный бой входит накопление мелких преимуществ и стремление временные преимущества заменить постоянными.
Постоянные преимущества состоят из:
материального перевеса;
плохой позиции вражеского короля;
наличия проходной пешки;
слабых пешек и слабых полей;
слабости периферии (для бело- и чернопольного слонов);
пешечных островков;
сильного пешечного центра;
преимуществ обоих слонов;
владения открытой вертикалью и горизонталью.
Временные преимущества состоят из:
неудачной позиции одной фигуры;
дисгармонии в расположении фигур;
перевеса в развитии и в пространстве;
фигурного давления в центре.
В период конца 19-го-начала 20-го вв. учение Стейница получило широкое распространение благодаря усилиям Эмануэля Ласкера, второго чемпиона мира по шахматам, и Зигберта Тарраша, учителя множества молодых мастеров.