Шахматная партия напоминает собой военные действия, а шахматная доска это поле боя, где происходит само сражение. Ходы в этом сражении происходят поочередно противниками. Любую партию начинаю всегда белые фигуры.
Фигуры перемещаются по определенным полям, и построим правилам. Поля, которые очередным ходом могут занимать фигуры противника и некоторые поля, которые могут занимать пешки противника, называют битыми полями. Запрещены такие ходы, когда ваш король оказывается на битом поле. Ход, когда снимается фигура или пешка противника называется взятием.
Хотя в отличии некоторых игр в шахматы взятие не обязательно. И так рассмотрим шахматные ходы, какая фигура как ходит и что это означает. Пешка: Пешка ходит по вертикали, если она свободна. Исключением является исходная позиция пешки. С исходной позиции пешка ходит сразу на две клетки вперед, если они свободны или же одну, если она свободна.
Так же пешка ходить и по диагонали и также вперед на одну клетку, если там стоит фигура противника. При этом фигура противника снимается с доски. Поля, которые находиться от пешки по диагонали на одну клетку называют битые. Если последний ход противник делает пешкой на две клетки и при этом пешка пересекла битое поле вашей пешкой. То очередным вашим ходом считается, то, что вы снимаете, пешку противника с доски и передвигаете, свою пешку битое поле, которое было пересечено на это поле.
Такой ход называется взятие на переходе. Когда пешка очередным ходом достигла последней от своей позиции горизонтали ( самой дальней), ее этим же ходом заменяют на любую другую фигуру своего цвета — ферзя ,ладью , коня или слона. И не важно, сколько таких фигур уже иметься на доске.
Конь: Шахматный конь ходит на ближайшую клетку, которая не соединена с клеткой коня не вертикально не горизонтально не диагонально. Если на такой клетке стоит фигура противника, она снимается с доски. Как известно конь ходит, буквой Г он ходит на две клетке по вертикали или горизонтали, а за тем на одну клетку перпендикулярно начального перемещения. Конь это единственная фигура, которая прыгает через другие фигуры и пешки. Конь не может занять клетку, где стоит фигура или пешка его цвета.
Слон: За один ход шахматный слон ходит на любое количество клеток по диагонали при условии, если они свободны. А если на конечной клетке находиться фигура или пешка противника. В таком случае фигура или пешка противника снимается с доски и слон занимает эту клетку. Слон не может перепрыгивать фигуры и пешки. В начале партии у каждого игрока иметься по два слона . Один слон ходит строго по белым клеткам и он называется — белопольный слон второй ходит строго по черным и ходит только по черным его называют —чернопольным слоном.
Ладья : За один ход ладья может передвигаться на любое количество клеток по горизонтали вертикали при условии, если все клетки на пути к конечной свободны или же там стоит фигура или пешка противника. В этом случае фигура или пешка снимаются с доски ладья становиться на эту клетку. Ладья не может перепрыгивать через фигуры или пешки за исключением рокировки короля.
Ферзя: За один ход ферьзя ходит на любое количество клеток по горизонтали , по вертикали и диагонали при условии если все клетки на пути к конечной свободны или же на конечной стоит фигура или пешка противника. Которую снимают с доски и ставят на ее место ферзю. Ферзя объединяет в себе возможности слона и ладьи. Ферзя не может перепрыгивать через фигуры и пешки.
Король: За один ход король может ходить, на любое соседнее поле при условии, если оно не занято собственной фигурой и пешками и это поле не бито. Король может передвигаться по одной клетке по вертикали, горизонтали и диагонали. Если король встал на клетку противника фигура противника снимается с доски.
Король может совершать рокировку. Рокировка это передвижение короля и собственной ладьи. Король сдвигается на две клетки в сторону ладьи а ладья становиться на клетку пройденную королем. Рокировка выполняется за один ход и допустима в следующих случаях: Король и перемещаемая ладья не сделали не одного хода. Между королем и перемещаемой ладьей нет фигур. Король не находиться на битом поле, не проходит битое поле и не попадает на битое поле.
Существует два вида рокировки. Первый Рокировка на Королевский фланг белые в правую сторону, а черные в левую сторону. Это называется Королевской рокировкой. И второй вид рокировки. На ферзевый фланг, белые в левую сторону черные в правую. Такая рокировка называется длинной рокировкой. Рассмотрев все шахматные ходы и стратегии а так же зная все правила игры можно себе заранее продумывать каждый ход, который приведет к победе.