Японские шахматы сёги

770

Сеги, одна из самых старых интеллектальных игр Японии, была привезена из Китая, но свои истоки берет от древнеиндийской игры чатуранга, общего предка и шахмат, и сеги. Именно поэтому у этих двух игр столько общего. Свой нынешний вид сеги приобрела в XVI веке, при окончательном реформировании императора Гонара.

Доска для игры в сеги — 9 на 9 клеток с нумерацией сверху вниз и справа налево. Сверху расстанавливаются белые фигуры (пятикутные досточки с надписями-иероглифами), снизу — фигуры черных, зеркально отражая порядок белых. Некоторые фигуры могут превращаться, аналогично превращению в шахматах пешки в другую шахматную фигуру, достигнув восьмой линии. В связи с этим на обратной стороне фигур есть рисунок другого символа-иероглифа, обозначающего силу.

В начале игры игроков имеют в распоряжении следующие фигуры: король, 2 золотых генерала, 2 серебрянных генерала, тура, слон, 2 коня, 2 копейщика і 9 пешек. Достигнув зоны изначального расположения соперника, все фигуры могут по желанию игрока приобрести дополнительные возможности передвижения — при этом они переворачиваются обратной стороной, на которой специальным иероглифом обозначены дополнительные возможности.

Взятие фигур осуществляется по шахматным правилам, но, в отличие от шахмат, не выбывают из игры, а считаются попавшими в резерв и могут в дальнейшем принимать участие в игре, но уже на стороне соперника. Это значит, что у игрока есть выбор — или походить собственной фигурой, стоящей на доске, или взять с резерва ранее побитую и выставить ее на любую свободную клетку поля.

Начинают играть в сеги черные. В игре существует ряд запретов: нельзя выставлять пешку на вертикаль, где уже есть одна своя не превращенная пешка; выставленой пешкой ставить мат; выставлять фигуру без возможного дальнейшего ею хода (пешака и спис ставить на последнюю диагональ, а коня на две последние горизонтали); выставлять превращенную пешку.

Ничья в сеги бывает крайне редко и призначается в ситуации, когда одна и та же позиция повторится 4 раза. Запрещается форсировать ничью вечным шахом. Если позиция повторится четыре раза в результате серии шахов, то шахующему игроку защитывается поражение.

В ситуации, когда 2 короля перемещаются в лагерь соперника и поставить мат невозможно, подсчитываются очки за фигуры, как оставшиеся на доске, так и находящиеся в резерве. Если у обоих игроков сумма больше 24, тогда присваивается ничья. Если у одного игрока меньше 24, то ему засчитывается поражение.